Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопедическое обследование основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений:
- психолого-педагогической;
- клинико-педагогической.
Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений одни и те же явления рассматривают с различных точек зрения. Но они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.
Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:
- возраст ребёнка;
- состояние его здоровья;
- этап обследования;
- характер дефекта;
- степень выраженности его симптоматики нарушения;
- психические особенности ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Ранний возраст (до 3 лет):
- Задержка речевого развития.
Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста:
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации:
- фонетическое нарушение речи,
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
- общее недоразвитие речи I, II, III, уровня,
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
- лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации:
- дислалия,
- дизартрия или стертая дизартрия,
- ринолалия,
- расстройства голоса,
- моторная или сенсорная алалия,
- детская афазия,
- заикание (указать степень выраженности),
- тахилалия,
- брадилалия,
- полтерн (спотыкание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.
• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.
• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.
Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста:
В логопедическом заключении указываются:
1. Системное недоразвитие речи, (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).
2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).
Примерные формулировки логопедических заключений:
- Системное недоразвитие речи средней степени выраженности при умственной отсталости. Дизартрия.
- Системное недоразвитие речи лёгкой степени выраженности при умственной отсталости. Дислалия.
Дети с билингвизмом дошкольного возраста:
Примерная формулировка:
Общее недоразвитие речи русского языка II уровня у ребенка с билингвизмом. Сложная форма дислалии.
В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:
- речевое развитие соответствует возрасту;
- речь развита в пределах возрастной нормы.
Рекомендации учитель-логопед формулирует в рамках своей компетенции.
Варианты формулировок:
- автоматизация в речи звуков (указать каких);
- логопедические занятия по развитию фонематических процессов (указать виды работ);
- развитие лексико-грамматической стороны речи (указать виды работ);
- развитие связной речи (указать виды работ) и т.д.
Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК
Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., "Логопедия", М "Просвещение"; Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000.