Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста

22 января 2015

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопедическое обследование основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений:

  • психолого-педагогической;
  • клинико-педагогической.

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений одни и те же явления рассматривают с различных точек зрения. Но они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:

  • возраст ребёнка;
  • состояние его здоровья;
  • этап обследования;
  • характер дефекта;
  • степень выраженности его симптоматики нарушения;
  • психические особенности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Ранний возраст (до 3 лет):

  • Задержка речевого развития.

Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1. Психолого-педагогической классификации:

  • фонетическое нарушение речи,
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
  • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня,
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи.

2. Клинико-педагогической классификации:

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • ринолалия,
  • расстройства голоса,
  • моторная или сенсорная алалия,
  • детская афазия,
  • заикание (указать степень выраженности),
  • тахилалия,
  • брадилалия,
  • полтерн (спотыкание).

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.

• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.

Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста:

В логопедическом заключении указываются:

1. Системное недоразвитие речи, (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).

2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Системное недоразвитие речи средней степени выраженности при умственной отсталости. Дизартрия.
  • Системное недоразвитие речи лёгкой степени выраженности при умственной отсталости. Дислалия.

Дети с билингвизмом дошкольного возраста:

Примерная формулировка:

Общее недоразвитие речи русского языка II уровня у ребенка с билингвизмом. Сложная форма дислалии.

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

  • речевое развитие соответствует возрасту;
  • речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации учитель-логопед формулирует в рамках своей компетенции.

Варианты формулировок:

  • автоматизация в речи звуков (указать каких);
  • логопедические занятия по развитию фонематических процессов (указать виды работ);
  • развитие лексико-грамматической стороны речи (указать виды работ);
  • развитие связной речи (указать виды работ) и т.д.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., "Логопедия", М "Просвещение"; Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000.