Буклет «Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования»2018
МКУ «ИМЦРО» РПМПК
г. Тарко-Сале
Рекомендации «Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования»
2018 г.
Общие проблемы:
1.Теряется непосредственный контакт с родителями, вовлечение их в образовательный процесс;
2.Нет тесного взаимодействия психологических служб ДОУ и СОШ (преемственности психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка)
– отсутствует знакомство с индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая детей с ограниченными возможностями здоровья);
– нет преемственности в осуществлении индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка; (индивидуальные маршруты или карты развития детей)
3.Недостаточное материально-техническое обеспечение и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования
4.Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу
5.Проблемы адаптации детей к школьному обучению
6.Дублирование занятий в различных образовательных учреждениях (которые посещает ребенок) и совершенно неоправданная, недопустимая перегрузка дошкольников
Программы преемственности ДО и НОО позволит реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
• В дошкольных образовательных организациях необходимо создать современные комфортные условия, позволяющие каждому ребенку полноценно развиваться в соответствии с ФГОС дошкольного образования
• Осуществление преемственности в использовании образовательных технологий (совместные проекты или преемственность в тематике проектов, портфолио и т.д.)
• Объединение усилий специалистов ДОО и учителей начальных классов в выявлении одарённых детей и детей с ОВЗ. Оказание совместной помощи детям и родителям, способствующей преодолению проблем с адаптацией при поступлении ребёнка в школу (взаимопосещения, совместные мероприятия, экскурсии в школу и т.д.)
Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
•знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
•участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
•встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
•совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
•посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
•открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе и взаимопосещения;
•педагогические и психологические наблюдения;
•передавать рекомендации учителю начальных классов об индивидуальном образовательном маршруте ребенка;
•раннее выявление одаренных детей и последующее развитие одаренной направленности в школе
•передача «портфолио» достижений дошкольника и дальнейшее заполнение его учителем.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
•совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
•круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
•консультации с педагогами ДОУ и школы;
•встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
•образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
•визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.)