Психолого-педагогическое сопровождение во время подготовки подростков к ЕГЭ (памятка для педагогов)
Экзамены и подготовка к ним, как психологический стресс
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.
Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.
Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.
Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности. Такие подростки нуждаются в тренировке стрессоустойчивости, в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.
Рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ – сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.
Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».
- С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.
- Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте.
- Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.
- Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать
- К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.
- На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность. И т.д.
Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:
1. Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.
2. Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.
3. Самостоятельные творческие задания, темы которых выбирают сами учащиеся.
4. Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.
5. Выполнение и защита (публикация) научных работ.
6. Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.
7. Участие в конкурсах, научных конференциях.
8. Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.
Роль репетиторов и ваше отношение к ним
Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей. Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить быть у них репетиторами.
Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:
- Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.
- Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного учащегося в 10-11-м классах.
- После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.
Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами)
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:
- Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.
- Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.
- Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.
- На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.
- Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.
- Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоении в кризисных ситуациях.
- В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.
- Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.
- Грызут ногти и пальцы.
Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам
Психофизиологическая помощь педагога:
- Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
- Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.
Педагогическая помощь:
- Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
- Спрашивать в середине уроков.
- Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.
Для снятия личной тревожности педагогов:
1. Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.
2. Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ.
Подготовила педагог-психолог РПМПК Ильина М. Б.
В статье использованы сайты:
- school5zeya.ru
- festival.1september.ru
- scool429.narod.ru
- vmeste.opredelim.com