СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (часть 3)
Программа внеурочной деятельности.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.
Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общее интеллектуальное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную программу развития.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках, по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и другое. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель индивидуального обучения, социальный педагог, воспитатели, психолог, логопед, руководитель кружка дополнительного образования, инструктор лечебной физкультуры.
Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.
Программа сотрудничества направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и законных представителей обучающегося в интересах особого ребенка. Программа обеспечивает сотрудничество сторон, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи:
повышение осведомленности опекунов об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в группе и на учебных занятиях;
обеспечение участия всех участников образования в разработке и реализации СИОП;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
- Психологическая поддержка семьи, тренинги.
- Встречи учителя с воспитателями, специалистами.
- Обмен информацией, коррекция учебных и воспитательных программ с учётом изменившихся ситуаций.
- Тематические семинары.
- Договор о сотрудничестве (образовании) между законными представителями и школой.
- Посещение уроков/занятий в школе.
- Договор о сотрудничестве (образовании) между законными представителями и школой.
- Ведение дневника наблюдений (краткие записи).
- Информирование электронными средствами.
- Консультирование; личные встречи, беседы.
- Просмотр и обсуждение видео записей с ребенком.
- Проведение открытых уроков/занятий.
- Организация участия опекунов во внеурочных мероприятиях школы.
- Участие родителей в разработке СИПР, посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы:
-Индивидуальные консультации родителей со специалистами (примерные темы: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР» и пр.).
-Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения (личные беседы; ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов, организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях, привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий).
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированныхматериалов для процесса обучения ребёнка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Информационно-методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
- необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
- характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др. ) , в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации(статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований).