Долой агрессию!
Тема: Долой агрессию!
учитель – логопед МКУ "ИМЦРО"
Трембач Ирина Александровна.
Сколько раз в день ребёнку приходится слышать «нельзя»? Сколько волевых усилий требуется, чтобы удержаться от импульсивного поведения?
Агрессивные эмоции иногда сравнивают с пружиной, которая сжимается до критического предела, а потом «выстреливает». У одних разрядка напряжения происходит часто, но с небольшой силой. У других она может принять форму эмоционального срыва, аффекта, которому сопутствуют психосоматические заболевания.
Описанные ниже игры с элементами телесноориентированнойтерапии – психологическая профилактика нежелательных эмоциональных нарушений у детей. Они также учат самоконтролю. Особенно полезно поиграть в них после длительной или интенсивной учебной нагрузки, ответственных диктантов и контрольных.
Игры можно использовать в работе с детьми разных возрастных категорий. Проводят их как индивидуально, так и в группах, но обязательно под присмотром педагога.В семейной терапии (особенно при авторитарном воспитании) родителям также желательно поучаствовать в таких играх.
Играя впервые, дети могут проявлять повышенную возбудимость, однако их эмоциональное состояние быстро стабилизируется. Обычно беспокойство педагогов о том, что с детьми после игр станет труднее работать, исчезает уже на следующий день.
Интересно, что агрессивные дети часто отказываются участвовать в этих играх или соглашаются с неохотой и чувствуют себя скованно. Это, по-видимому, объясняется сильным влиянием социальных запретов, с которыми им приходится сталкиваться чаще, чем другим. Уравновешенные, спокойные дети , напротив, великолепно вживаются в игровой образ.
1. ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ.
Игра направлена на снятие общей агрессии.
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения. Дети выбираются по считалочке.
Ребёнок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего ( хлопок в ладоши, звон колокольчика, свисток) превращается в злющую -презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного» круга выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - ребёнок, изображающий кошку, делает всё более и более «злые» движения.
По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребёнок, и игра повторяется.
Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и меняются парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу. Прикасаться друг к другу здесь тоже нельзя!
2. КАРАТИСТ.( Боксер и т.п.)
Игра направлена на снятие физической агрессии.
Дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в «волшебном кругу» ребёнок превращается в спортсмена. Но здесь действия в обруче можно производить только руками. Поощряются движения быстрые и сильные.
3. КАПРИЗНЫЙ РЕБЁНОК.
Игра направлена на преодоление упрямства и негативизма.
Дети, стоящие в кругу, по очереди показывают капризного ребёнка ( по аналогии предыдущих игр).
Затем дети разбиваются на пары «родитель» и «ребёнок» : ребёнок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и в роли спокойного уверенного родителя.
Практика показывает, что если организовать для детей регулярный курс игровых занятий, то каждый ребёнок будет постепенно улучшать качество выполнения упражнений. При этом его эмоциональное состояние в реальной жизни становится более стабильным и позитивным. Эти игрыцеленаправленно снимают накопившееся напряжение, снижая потребность в агрессии.