Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Опыт работы психолого-педагогического сопровождения

14.09.2017

Опыт психолого-педагогического сопровождения 

образовательного процесса на территории муниципального образования Пуровский район

В практике Пуровского района функционирует служба комплексного сопровождения, которая представлена районной психолого-медико-педагогической комиссией (РПМПК) МКУ "ИМЦРО" Пуровского района и психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений. Эти службы взаимодействуют друг с другом, благодаря чему обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Ключевую позицию в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения занимает районная психолого-медико-педагогическая комиссия (РПМПК) РПМПК координирует деятельность ПМП-консилиума ОУ и оказывает им организационно-методическую помощь.

Взаимоотношения между ними оформляются договором о сотрудничестве в сфере психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, ОУ берет на себя ответственность за выполнение рекомендаций, которые даны специалистами РПМПК.

В составе комиссии работают следующие специалисты: руководитель РПМПК, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, 3 врача-психиатра, педиатр.

РПМПК в Пуровском районе является постоянно действующей, что дает возможность на регулярной основе проводить ежедневное обследование детей, в более короткие сроки ожидания и в удобное для родителей время. РПМПК обеспечена отдельным кабинетом, необходимым оборудованием, а также транспортом. Комиссия имеет возможность по необходимости проводить выездные заседания в поселениях нашего района. Из-за территориальной удаленности п. Халясавэй и с. Самбург возникает трудности транспортной связи, но, сотрудничая с администрацией детской поликлиники, специалисты вместе с врачами при проведении диспансеризации вылетают в национальные поселки.

Вся работа специалистов ПМПК направлена на раннее и своевременное выявление особенностей в психофизическом развитии и отклонений в поведении ребенка. Ранняя коррекция позволяет предупредить более глубокие нарушения в развитии или заболевании.

С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, обследованных РПМПК. Так в 2014 г. было обследовано – 201 реб., в 2015 г.- 254 реб, в 2016 г. – 324 реб., за 2 квартала 2017 г. – 221 реб.

По итогам диагностики всеми специалистами РПМПК и в соответствии с медицинским заключением делаются выводы:

• о наличии или отсутствии у ребёнка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонений в поведении;

• о создании специальных условий для получения образования;

• о виде образовательной программы, которую ребёнок может освоить;

• о форме получения образования;

• о форме и условиях сдачи экзаменов выпускниками с ОВЗ;

• о необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В течение года проводится мониторинг динамики развития и выполнения рекомендаций РПМПК, где четко отслеживается эффективность их выполнения.

РПМПК рекомендует организовать сопровождение таким образом, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку с особыми образовательными потребностями комфортно себя чувствовать в детском саду и школе, а также получить знания и умения, которые он способен усвоить. С другой стороны, помочь педагогу, нацелить его на создание адекватных условий учебного и воспитательного процесса в соответствии с особенностями развития и возможностями ребенка.

Эта задача реализуется через систему обследований и мониторингов, консультаций, семинаров, методических учеб по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Для эффективности работы специалистами РПМПК постоянно обновляется электронный архив, ведутся компьютерные банки данных о детях, обследованных на РПМПК.

Немаловажную роль в психолого-педагогическом сопровождении играют консультации по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением развития:

- детей и подростков, обратившихся в РПМПК;

- родителей (законных представителей);

- педагогических, медицинских, социальных работников т.д.

Работа с родителями направлена на завоевание доверия, убеждение в целесообразности рекомендаций РПМПК, объяснение поставленного диагноза и права родителей на обучение ребенка с особыми образовательными потребностями. За последние 2 года увеличилось количество самостоятельных обращений родителями в РПМПК (32% от всех обращений). Наблюдается положительная тенденция в отношении родителей к обследованию детей РПМПК; возрастает понимание необходимости обследования в интересах ребенка.

Разработана и внедрена программа родительского всеобуча семей ("Школа для родителей"). В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Безусловна роль психолого-педагогического сопровождения в просвещении населения района по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

• размещение материалов с рекомендациями на сайте МКУ "ИМЦРО" Пуровского района;

• выступление на ПТРК "Луч";

• публикации в районной газете "Северный луч".

Специалисты РПМПК взаимодействуют с другими учреждениями и организациями:

- со специалистами учреждений социальной защиты населения ГКУ ЯНАО "СПДП "Луч надежды" (обследование детей; консультации; участие в семинарах), МБУ "ЦСОН" Пуровского района (по заключениям комиссии детям, не посещающих ДОУ, получают раннюю помощь в центре социального обслуживания населения);

- со специалистами учреждений здравоохранения ГБУЗ ЯНАО "ТЦРБ" и бюро "МСЭ" (совместное выявление, сопровождение, комплексное обследование детей с проблемами в обучении, поведении, здоровья; обмен информацией, касающейся вопросов медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ; разработка мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов - ИПРА);

- с сотрудниками ОМВД по Пуровскому району (обследование детей, совершивших правонарушения).

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП-консилиум) - важное звено в системе комплексного сопровождения и оказывает непосредственную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса, включая детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Специалисты ПМП-консилиума ОУ:

- оказывают помощь ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;

- вырабатывают единые подходы в сопровождении детей и общую стратегию работы с ребенком всех участников образовательного процесса; распределяют обязанности и ответственность за выполнение коррекционных мероприятий;

- определяют методы и формы работы, используя инновационные технологии, в том числе СИРС (система интенсивного развития способностей);

- разрабатываются и реализуются программы развития, АООП, профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление детьми различных проблем;

- реализуются программы по профессиональной ориентации, направленные на профессиональное самоопределение;

- осуществляется психологическое сопровождение детей "группы риска", детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, всех участников образовательного процесса в ходе подготовки к экзаменам в формате ГИА, ЕГЭ, ГВЭ.

Все эти направления работы реализуются через проведение занятий и тренингов, консультации, родительские собрания, педсоветы, МО, родительские форумы, выпуск буклетов и памяток, оформление информационных стендов и т.д.

Таким образом, в работу с ребенком включается целая команда педагогов и специалистов ПМП-консилиума (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог), при необходимости медицинский работник, педагоги дополнительного образования.

В ОУ Пуровского района в психолого-педагогическом сопровождении детей участвуют: 37 педагогов-психологов, 32 учителя-логопеда, 22 социальных педагога, 2 тьютора, 1 дефектолог. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы и функционируют ПМПк.

Приоритетным направлением работы специалистов ПМПк является сопровождение и регулярная динамика развития ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.

Объединяя опыт работы консилиумов ОУ Пуровского района, можно описать схему последовательных этапов деятельности специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство. В ежегодном мониторинге динамики развития детей с ОВЗ в случае положительной или отрицательной динамики с согласия родителей консилиум рекомендует родителям (законным представителям) повторное обследование РПМПК с целью уточнения образовательного маршрута.

Благодаря взаимодействию всех звеньев сопровождения ведется систематическая и целенаправленная работа по организации психолого-педагогической помощи всем участникам образовательной среды. 


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...