Организация обучения детей с нарушением зрения
Нарушения зрения представляют собой категорию психофизических нарушений.проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Учителю, обучающему ребенка с нарушением зрения, необходимо знать некоторые специфические особенности коррекционной работы с такими детьми. Это позволит ему наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего развития его личности.
Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть правильно и достаточно освещено. Такого ребенка необходимо посадить на первый (возле окна) или второй (средний) ряд. Кроме того, следует учитывать, что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске, за первую или вторую парту. А дальнозоркого ребенка, напротив, нужно посадить подальше от доски, на последние парты. Это обусловлено особенностями зрительной аномалии ребенка.
Учителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте. Следовательно, наглядные пособия должны быть четкими, яркими, достаточно крупными.
Важно учитывать, что у ребенка с аномальной рефракцией (близорукость, дальнозоркость) повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо чередовать зрительную работу с другими видами работ. После интенсивной зрительной работы за столом в течение 10-15 минут (чтения, письма) ребенку необходимо сделать упражнения для снятия зрительного напряжения.
Необходимым условием обучения в массовой школе слабовидящего ребенка является создание у него определенного психологического настроя. Он должен быть готов к преодолению трудностей, которые могут периодически возникать. Одноклассников нужно познакомить с особенностями такого ребенка и сформировать доброжелательное отношение к нему.
В связи с тем, то слабовидящие дети читают и пишут медленнее, чем зрячие ученики, целесообразно использовать диктофон, на который можно записывать фрагменты урока. Кроме того, учитель должен помнить о том, что время зрительной работы у слабовидящего ребенка ограничено (не более 15-20 минут).
Особого внимания заслуживает организация фронтальной работы в классе. Для детей с нарушением зрения необходимо подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они могли принять участие во фронтальной работе класса.
В ходе учебно-воспитательного процесса большую роль играет речь учителя. Она должна быть четкой, ясной выразительной. Учитель должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.п.
У многих детей с нарушением зрения возникают проблемы общения с другими людьми. Это может быть связано с неумением слушать собеседника, а также с небольшим опытом общения. У таких детей речь часто носит монологический характер, диалога в общении не получается. В таких случаях необходима помощь педагога-психолога.
В ходе учебной работы учитель должен внимательно наблюдать за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с нормально видящими учениками. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать время решения учебных задач.
По материалам печати подготовила учитель-дефектолог РПМПК Шилова Татьяна Григорьевна.