Рекомендации для образовательных учреждений по профилактике суицидальных настроений среди детей и подростков
Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизм или жестокости окружающих.
Все задаются вопросом: как остановить эту страшную статистику и не допустить новых подобных случаев? Что делать?
- Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др.
- Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
- Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснит причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.
- В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.
- Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
- В школах разместить информацию с адресами помощи и надежды:
- телефон доверия;
- наркологическая служба (телефон, адрес);
- школьный психолог, социальный педагог (телефон);
- психолог, социальный педагог РПМПК (адрес, телефон).
Информацию подготовила: Бирюкова М.Р. - социальный педагог РПМПК