Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ – это создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и воспитанию, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
В образовательных учреждениях психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют специалисты ПМПк: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор. Рассмотрим общие направления работы данных специалистов в ОУ.
Направления работы педагога-психолога
- Формирование, развитие и коррекция предметно-практической деятельности, игровой деятельности, конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики, формирование элементарных алгоритмов действий с предметами, формирование навыков элементарной деятельности по образцу или показу, или инструкции.
- Формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков и продуктивного взаимодействия.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Формирование учебной мотивации.
- Формирование адаптивных форм поведения, элементов учебного поведения.
- Коррекция и развитие эмоциональной сферы.
- Помощь в социальной и школьной адаптации.
Направления работы учителя-логопеда
- Развитие понимания обращенной речи.
- Формирование активной подражательной речевой деятельности.
- Накопление и активизация словаря.
- Формирование простой фразы.
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Коррекция темпо-ритмической стороны речи.
- Коррекция и развитие всех компонентов речи.
- Коррекция нарушений чтения и письма.
Направления работы учителя-дефектолога
- Формирование, развитие и коррекция познавательных процессов.
- Формирование, развитие и коррекция продуктивной деятельности.
- Формирование сенсорных эталонов.
- Формирование, развитие и коррекция элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности.
- Развитие мыслительных операций на основе изучения программного материала.
- Формирование базовых учебных действий.
Направления работы социального педагога
- Социально-педагогическое консультирование, обеспечение социально-педагогической поддержки.
- Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
- Организация и проведение индивидуальных консультаций обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Социально-педагогическая помощь обучающимся, имеющим проблемы в процессе социализации.
- Включение обучающихся в активное взаимодействие с социальной средой.
- Выявление отклонений в поведении, проблем, трудностей, конфликтных ситуаций, своевременное оказание помощи.
- Повышение уровня правовой грамотности обучающегося.
Направления работы тьютора
- Организация процесса индивидуальной работы по выявлению, формированию, развитию познавательных интересов обучающегося.
- Организация сопровождения в образовательном пространстве.
- Создание условий для индивидуализации образовательного процесса.
- Коррекция индивидуальных потребностей обучающегося, коррекция и развитие способностей и возможностей для качественной реализации совместной деятельности с другими обучающимися.
Информацию по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в повестке актуальной образовательной политики" (2016) г. подготовила – Михайлова Н.В., учитель-логопед РПМПК.