Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Куда исчезли дворовые игры

17.09.2018

учитель – логопед МКУ "ИМЦРО"

Трембач Ирина Александровна.

Сравнивая наше детство с сегодняшним днем, мы замечаем, что на смену дворовым играм пришли компьютерные. Кто виноват и что делать? Когда мы думаем о дворовых играх, в которые не играют наши дети, то чувствуем, что утрачено нечто важное.

Чему учат дворовые игры?

- находить общий язык;

- решать споры и конфликты;

- узнать себя;

- испробовать свои возможности;

- соблюдать правила;

- стирать границы между социальными группами;

- стремиться к равенству;

- адаптироваться в коллективе;

- взаимодействовать со старшими и младшими детьми;

- понимать и сочувствовать.

Кромеэто, дворовые игры:

- являются самым действенным и естественным для ребенка способом социализации;

- прививают любовь к движению и свежему воздуху;

- возрождают интерес к живому общению;

- предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку, произвольность поведения;

- способствуют преемственности поколений, гармонизируют отношения между родителями и детьми;

- доставляют детям радость;

- не имеют принудительного характера.

Почему исчезают дворовые игры?

- они передавались по традиции, сейчас эта традиция почти утеряна;

- дети загружены развивающими занятиями;

- детей отправляют в школу с 6 лет, учеба не оставляет времени для игры;

- родители опасаются отпускать детей во двор, изолируют их от дворовой компании;

- дети, которых отпускают во дворы, не умеют себя занять социально приемлемыми способами;

- дети предпочитают общаться через Интернет, а не вживую.

Как вернуть дворовые игры?

- вспомнить любимые игры своего детства, их правила;

- купить необходимый "спортинвентарь" - мячи, скакалки, ракетки;

- научить играм своего ребенка;

- организовать компанию для игр, детей и их родителей.

Салки (они же догоняшки, квач)

Правила игры: игроки разбегаются, ведущий (вода, квач, голя) пытается их догнать и дотронуться (запятнать, осалить, зачекать). Кого догнали, тот становится новым ведущим. Лучше всего заранее договориться о границах, за которые выбегать нельзя. Иногда играют с "домиками" - назначают несколько мест, где ловить игроков нельзя. Малыши могут сесть на корточки, изобразить руками крышу над головой и сказать "я в домике".

Выше ноги от земли.

Правила игры: аналогичны обычным салкам, но "в домике" оказываются те игроки, которые залезли на возвышение или повисли. Чтобы игра не стала скучной, игроки не должны подолгу сидеть на одном месте. Чтобы подразнить ведущего, они перебегают с места на место.

Монах и краски.

Правила игры: эта игра любима многими за ритуальные диалоги. Они немного отличаются в разных компаниях, но в общем - похожи. Игроки, кроме ведущего, загадывают свой цвет. Обычно цвета не должны повторяться. После этого подходит ведущий и начинает беседу с игроками (если игроков много - с отдельно назначенным "продавцом красок").

Монах: тук-тук.

Продавец: кто там?

Монах: я монах в синих штанах, на лбу шишка, в кармане мышка.

Продавец: зачем пришел?

Монах: за краской.

Продавец: за какой?

Монах называет краску наугад. Если ее не оказалось, продавец говорит:

Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке.

Монах скачет круг на одной ноге, затем разговор повторяется.

Есть 2 варианта игры, если монах угадал краску:

1) краска убегает, а монах должен ее догнать. Если краска вернулась на скамейку, то загадывает новый цвет. Если монах поймал ее, то она становится монахом. Можно установить правило, что монах не сразу бежит за краской, а сначала платит: ударяет по руке продавца столько раз, сколько он назвал. Это удобно для разновозрастной компании.

2) краска убегает, а монах говорит: Раз, два, три, стоп! Монах называет, сколько шагов для краски. Сделав это количество шагов, монах пытается дотянуться до краски. Если не получилось - краска возвращается на место. Если получилось - становится монахом.

Тише едешь - дальше будешь.

Правила игры: игроки должны как можно скорее добраться до финиша, но так, чтобы ведущий не заметил их. Нужно обозначить линии старта и финиша. Игроки встают за линию старта, ведущий - за линию финиша, спиной к игрокам. Ведущий говорит: "Тише едешь, дальше будешь. Стоп!" Пока ведущий говорит, игроки бегут. Как только он сказал "стоп", они должны замереть. Ведущий быстро поворачивается. Если он заметит, как кто-то двигается, этот игрок отправляется на линию страта (или выбывает из игры).

Светофор.

Правила игры: нарисовать дорогу, т.е. две параллельные линии. Ведущий-светофор стоит на дороге. Игроки выстраивают за одной из линий, "на тротуаре". Ведущий называет цвет. Если у игрока есть этот цвет на одежде, он спокойно переходит на другую сторону, держась за этот цвет. Если нет - ему нужно перебежать на другую сторону, а ведущий должен его поймать. Если ему это удается, игрок становится новым светофором. В других вариантах ведущий называет не цвет, а букву, а игроки должны вспомнить отрывок из песни на эту буквы. Мы играли таким образом и в названия фильмов и в города.

Вы поедете на бал?

Правила игры: игра начинается с присказки, которую говорит ведущий. В ней содержатся основные правила игры. Классический вариант звучит так:

Вам бабушка прислала

Кусочек одеяла и баночку соплей.

Велела не смеяться,

Губы бантиком не строить,

Да и нет не говорить,

Черный с белым не носить,

Букву «Р» не выговаривать…

Вы поедете на бал?

После этого начинается диалог ведущего с одним из игроков. Ведущий задает вопросы (на чем поедут, во что будут одеты, какого цвета будет одежда). Его задача - спровоцировать игрока нарушить одно из правил: ответить да или нет, назвать черный или белый цвет, в некоторых компаниях - произнести букву Р. Соответственно, задача игрока - не ошибаться как можно дольше.

Вариант 1.

- Поеду

- Вы оденете черное платье?

- Синее

- А в карете не жарко в платье?

- Нет! Ой!

Вариант 2.

- Возможно

- Вы поедете в карете?

- Скорее всего в ней

- А карета будет запряжена слонами?

- Какими слонами?! Лошадьми!

- Вы поедете на бал в костюме?

- Наверно в красивом платье

- Платье, конечно, желтое?

- Синее

- Вы будете на балу самой красивой?

- Конечно

- Вы возьмете с собой жениха?

- Он всегда со мной ездит

- А как зовут жениха?

- Максим

- А вы его любите?

- Да. Ой!

Сабже.

Правила игры: это игра с мячом. Игроки сидят на скамейке, ведущий стоит напротив. Ведущий задает вопрос. Традиционно, первый вопрос: "Как тебя зовут?". После этого ведущий называет вариант ответа и бросает мяч игроку. Если игроку нравится вариант, он ловит мяч. Если нет - отбивает. Ведущий мог также назвать специальное слово - Сабже (в некоторых компаниях были другие варианты, например, "подарок"). Если игрок поймал мяч - выбирает сам ответ на вопрос. Если отбивает - получает последний отбитый вариант (как вариант - ответ придумывает ведущий). Варианты ответа могут быть самими разными, реалистичными и нет, приятными и противными.

Когда определился ответ на первый вопрос для первого игрока, переходят к следующему игроку. Когда опрошены все игроки, переходят к следующему вопросу.

Например:

- сколько тебе лет?

- сколько у тебя детей?

- как зовут твоего мужа (жену)?

- кем ты работаешь?

Игра обычно заканчивается, когда всем надоедает. Чем остроумнее ведущий, тем интереснее играть.

Колечко.

Правила игры: игроки усаживаются в ряд на скамейку, сложив ладошки лодочкой. Ведущий в ладошках, сложенных лодочкой, зажимает маленький предмет - "колечко" (это может быть также монетка, камешек, пуговица). Затем ведущий обходит всех игроков, вкладывая каждому в руки свои руки. При этом он должен незаметно передать колечко одному из них. Хороший ведущий хитрит: может обойти всех участников несколько раз, может сымитировать передачу колечка какому-либо игроку, может даже забрать колечко у того, кому он его отдал.

Дальше есть 2 варианта:

1) один из игроков должен отгадать, где колечко;

2) игрок, у которого в руках оказался предмет, должен неожиданно для всех резко вскочить с лавочки и отбежать от нее. Остальные игроки в этот момент должны вовремя его заметить и удержать, не дав сбежать со скамейки.

Испорченный телефон (Глухой телефон).

Правила игры: чем больше участников, тем смешнее. Игроки садятся в ряд. Ведущий шепчет слово на ухо первому игроку (так, чтобы остальные не слышали). Первый игрок передает слово второму и дальше по цепочке. Последний называет услышанное слово вслух. Чем сильнее оно отличается от первого, тем смешнее. Поэтому нужно стараться говорить слово тихо, быстро и невнятно.

Ведущий садится в конец и становится последним в цепочке. Первый игрок становится ведущим. Игра продолжается.

Вы помните, как весело было играть в эти игры? Научите своих детей.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...