Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Роль семьи в развитии речи детей

15.12.2017

Роль семьи в развитии речи детей.

учитель – логопед МКУ "ИМЦРО"

Трембач Ирина Александровна.

Как часто родители не находят времени на заботу о своем ребенке! И лишь потом, когда их взрослое дитя не оправдывает родительских надежд , жалеют о времени, которого уже не возвратить, о времени, когда можно было помочь. Казалось бы, чепуха - ребенок не выговаривает несколько звуков. Почему-то мы упорно придерживаемся точки зрения: «выговорится!» Но…Дети ведь разные, и их способности тоже. И будучи школьниками, дети с неисправленной речью испытывают большие трудности в учебе, потому что в самом начале звук в слове услышали и сказали неправильно. В результате исказился смысл слова, текста, учебного материала. Это ведет к неуспеваемости, к детским неврозам, конфликтам в школе и семье… к нежеланию учиться вообще. В худшем случае это ведет ребенка туда, где нет конфликтов, проблем-на улицу, не исключено - в дурную компанию, либо в спецшколу.

Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания могут благоприятствовать этому развитию, или напротив - могут его тормозить. Ребёнок родился с готовым аппаратом речи, но не говорит. Это обусловлено не только недоразвитием нервной системы, но и рядом других причин:

1)новорожденный не владеет навыком пользования своим речевым аппаратом, ему надо это навык приобрести;

2)у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;

3)ему незнакомы словесные формы, он должен с ними познакомиться;

4)речь связана с проявлением мышления и обусловлена ими;

5)язык развивается в условиях соц. общения, социальные связи еще не установлены.

Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребенок речь правильную и невольно воспринимает её, и, постепенно, этот добрый навык переходит в умственную силу привычки. Воспримет ухо какой-нибудь извращенный диалект - и также незаметно это становится его второй натурой, что создает большие препятствия при овладении языком в школе, тем более, что считается к 6-ти годам у ребенка закончилось формирование речи и он готов к овладению школьными знаниями. Всё внимание родителей должно быть направлено на то, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей не допускается. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, и, главное, говорить медленно, ясно и громко.

Каждый опытный учитель, присматриваясь к вновь поступившим ученикам, очень скоро составляет себе понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему ребенку, как в смысле общего развития, так и в смысле развития его речи. Один ребенок толково и ясно отвечает на вопросы, расскажет обстоятельно сказку, прочитает стихотворение, может спеть. Обратитесь к другому - и попытки извлечь из него путем слова внутреннее содержание остаются на точке. Это вовсе не значит, что второй ребенок глупее, менее способен, менее любознателен, чем первый - нет! Понятливостью горят его глаза, и всеми ему доступными проявлениями интереса он реагирует на все происходящее в школе. Разница между ними лишь в том, что первому много времени и заботы уделяет мать, правильно понимающая свою роль и обязанности.

От простой, понятной песенки, сказки, образно и увлекательно рассказанной, выразительно прочитанной мамой или папой, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты.

Очень важно, чтобы родители поняли, что речь есть главный предмет в деле воспитания, поняли все значение собственной роли и ответственности в деле развития ребёнка. Устраняя себя от этой роли, передавая её школе, детсаду, они причиняют своим детям огромный вред.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии речи ребенка. Ведь семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум, воображение, вкусы, интересы ребенка, а ведь это является преддверием правильной литературной устной и письменной речи. В семье создаётся то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное чтение, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с родителями дают направление литературному развитию детей, а, стало быть, и развитию их языка.

В семье, где высоко поднято знамя родного языка развивается правильная речь. Исключение, конечно, составляют физические дефекты, которые преодолеваются и в этом случае гораздо легче.

Родителям необходимо помнить следующие правила по развитию речи ребенка:

1. Учить описывать знакомые предметы, их главные признаки

2. Развивать зрительную и слуховую наблюдательность.

3. Предлагать лишь совершенные образцы речи.

4. Учить наизусть стихи, прибаутки, поговорки

5. Заботиться о расширении кругозора детей,

связывая представление со словом.

6. Читать произведения детских писателей.

7. Формировать умение описывать явления природы,

просмотренный спектакль, прослушанную книгу.

8. Продумывать обстановку, в которой живут дети и

расширять их социальные связи.

Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни родителям, начиная с первого года жизни нужно создавать условия для формирования речи ребёнка, тогда речь достигнет определённого совершенства. Именно слово является тем связующим звеном между сознанием ребенка и знаниями, которые даёт ему школа, и в какой степени ребенок сможет осмыслить учебный материал, насколько понятно будет для него это слово и насколько правильно он сможет высказать свои умозаключения - во многом будет зависеть будущее наших детей.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...