Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Как противостоять агрессии детей и подростков и разрешить их конфликт

02.11.2017

Тема: "Как противостоять агрессии детей и подростков и разрешить их конфликт"

Проблема агрессивности в поведении в последнее время стала очень значимой. Этообъясняется ростом агрессии и насилия среди взрослого населения,и как вытекающие обстоятельства,последствия в подростковой среды. Эти проблемыимеют накопительный эффект которые связаны с неустойчивой социальной, экономической и экологической обстановкой. Основная первичная причина агрессии кроется в отношении с родителями и самыми близкими родственниками,отсутствием любви и заботычрезмерным давлением и контролем, постоянными стрессами порождают озлобленное отношение к окружающему миру. Вторичной причинойагрессивного поведения подростковявляется Средство Массовой Информации, так кактелевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования, заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает, особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое.

Стоит признатьРодителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Важно знать, что нормальный уровень агрессивности свойственен всем детям и является необходимым условием для адаптации в социуме. Но если агрессивность у ребенка переходит в устойчивую форму поведения – то это свидетельствует о нарушении личностного развития, она мешает ему нормальной деятельности и полноценному общению.

Говорят, возраст проявления агрессии давно помолодел, сейчас агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

С чем это связано?

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у детей и подростков – желание привлечь к себе внимание,это– своеобразный крик о помощи. за которой скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Суть проблемы видится в том, что агрессивное поведение является внешним выражением внутренних психологических трудностей и недостатков развития у детей и подростков. Эти внутренние явления влияют на поведение. Поэтому важным является изучение, выявление и коррекция этих явлений.

Выделяют следующие формы агрессивных реакций:

Физическая (нападение)

Косвенная (сплетни, злобные шутки), ни на кого не направленные взрывы ярости (хлопанье дверьми, крик, топанье ногами)

Вербальная (выражение негативных чувств, через словесные ответы)

Склонность к раздражению

Негативизм

Обида

Подозрительность

Как выявить агрессию?

Выявить можно тогда, если ребенок часто:

1. Теряет контроль над собой;

2. Спорит, ругается с взрослыми и сверстниками;

3. Отказывается следовать принятым правилам;

4. Специально раздражает окружающих;

5. Всегда винит других в своих ошибках;

6. Сердится и отказывается что-либо делать;

7. Завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;

8. Быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение 6 месяцев в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то уже можно предположить наличие у ребенка агрессии. Агрессивный подросток не может решить ситуацию мирным способом, так как уверен, что чем больше он будет проявлять агрессивность, тем сильнее его будут слушаться.

Причины, агрессивного поведения подростков,

Определяются по разным критериям:в том числе внутренним и внешним

!!!возрастной кризис, неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе, комплекс неполноценности, наследственность, гормональные нарушения, заболевания организма, злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя.

Надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

· Безразличие и враждебное отношение к ребенку

· Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений

· Чрезмерный контроль и опека

· Безучастность к жизни подростка

· Отсутствие эмоциональной связи

· Унижение и оскорбление, особенно публичные

· Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

· Страх, ожидание наихудшего

· Неуверенность в безопасности

· Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания

· Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе

· Ощущение своей вины в чем либо

· Чувство одиночества

иСитуативные причиныЧаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

· Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки

· Болезнь

· Неправильный рацион питания

· Чрезмерное увлечение компьютерными играми

· Локальные неприятные ситуации в семье

· Мы с вами сейчас выяснили основные формы агрессивныхреакций,признаки, причины возникновения агрессии.

Теперь рассмотримспособыкак с ней бороться обеспечивая позитивное разрешение конфликтов.

· 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

· 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

· 3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

· 4. Снижение напряжения ситуации.

· Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

· - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
и многое другое…

· Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

· 5. Обсуждение проступка.

· Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

· 6. Сохранение положительной репутации ребенка.

· Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

· Для сохранения положительной репутации целесообразно:

· - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

· Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

· 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

· Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

· Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

· - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа

· Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Главная наша задача, как специалистов и родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Игровой тест на определение какой вы родитель…

2017-11-02_114624.JPG

Выберите из данных фраз те, которые наиболее часто употребляются вами в общении с детьми.

Запишите номер фразы.

2017-11-02_114635.JPG

Вы получили результаты и сделали определенный вывод, к дальнейшему размышлению и саморазвитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные отклонения в психическом здоровье ребёнка (разнообразные неврозы); глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.

P.S.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

1.Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.

2.Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.

3.Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.

4.Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.

5.Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.

6.Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.

Презентация Агрессия подростков и как противостоять ее


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...