Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Профилактика школьных неврозов

09.06.2017

Невроз –психозащитное приспособление к реальностине уверенного в себе человека, вызванное психотравматизацией.

Путь в невроз начинается с возникновения чувства несостоятельности, неуверенности в себе. Этому способствуют неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни, неудачный опыт взаимодействия с окружающими, конфликты, психические и физические дефекты. В результате формируется низкая самооценка. Однако под влиянием успеха самооценка временно может повышаться, подавляя истинную, заниженную самооценку. Таким образом, в одном человеке живут как бы два разных индивида: мнение одного почти неизменно, мнение другого зависит от состояния дел на сегодня, что порождает постоянные внутренние конфликты, способствующие невротизации личности.

В формировании неврозов существует неприятная, но еще и очевидная взаимосвязь между нервностью родителей и нервностью ребенка. Чем больше родители не могут владеть собой, тем больше ребёнок, находясь в непосредственном общении с ними, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения. Более того, может даже подражать им. А если стал таковым, то, наоборот, вырабатывает негативное отношение не только к этим моделям, но и к самим родителям. Возникают конфликт, отчуждение, непонимание. И возникает еще одна опасность – активизация в подростковом возрасте неблагоприятных генетических влияний родителей. Скажем, папа или мама сами были "не сахар", а тут, в отпрыске они видят подобные черты, что вызывает резкое неприятие, "разборки" и потерю с ним эмоционального и психологического контакта. В такой ситуации подросток становится повышено уязвимым в отношении отрицательных явлений, идущих вначале от сверстников, а затем и от других взрослых.

Не менее драматична ситуация, когда родители не обращают внимания на свое поведение, позволяют все то, что и раньше: так же возбудимы, агрессивны, курят в присутствии детей, постоянно ссорятся, а иногда молчат и избегают контактов друг с другом. Подросток тогда получает двойной удар: как никогда действуют неблагоприятные гены родителей и негативный пример их поведения. Но это еще не все. Семейная ситуация наиболее неблагоприятна для психического развития подростка, если нет доверительного контактом с родителем того же пола. Здесь сказывается отрицательная роль повышенной принципиальности родителей, отсутствие компромиссов, негибкость мышления, наличие собственных нерешенных личностных и психологических проблем и т.д.

И уж совсем плохо, когда подросток не принимается эмоционально, не становится близким только потому, что походит нанелюбимого супруга или супругу, с которым нет явного конфликта. Тогда все раздражение м недовольство обрушивается именно на него – без вины виноватого, с которым нет явного конфликта.

И у ребенка есть два выхода из этой ситуации: "уйти в болезнь" (быть тревожным, мнительным пессимистом, испытывающим страх перед жизнью и физические недомогания), или искать способы психологической компенсации (психологической защиты), помогающие ему сохранить чувство собственного достоинства, более сильного, чем инстинкт самосохранения.

Поиск компенсации естественен. Каждый, кто ущемлен, сознательно или неосознанно ищет компенсацию. Если в школе ребенку плохо, то он будет искать компенсацию вне ее стен, уходя в подворотни, подвалы, на чердаки. Не уважаемый, отвергаемый в школе ищет уважения и признания в группе таких же ущемленных, как и он. Все эти очевидные и закономерные факторы должны учитывать и учителя и родители, ежедневно общаясь с ребенком и влияя на его жизнь.

Итак, учителям необходимо, прежде всего, создавать ситуации успеха для учащихся, способствующие повышению их самооценки и сохранению чувства собственного достоинства. А родителям как никогда быть внимательными друг к другу в семье, где подрастает сын или дочь. Главное- вести себя так, чтобы быть примером не на словах, а на деле. И задуматься нужно еще раз, все ли благополучно у нас с характером и нервной системой. Если нет, то как это отразится на детях и что следует предпринять, чтобы со всем этим справиться достойно.

По материалам печати подготовила учитель-дефектолог РПМПК Шилова Т.Г.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...