Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Как предупредить школьный невроз?

25.11.2016

Если ученику по каким-либо причинам не хочется идти в школу, психологи говорят о школьном неврозе.

Начинается он постепенно. Ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома. Родителям приходится его подгонять. Эти явления могут на какое-то время даже исчезнуть, а потом появятся новые симптомы - начинаются жалобы на боль в животе (наиболее частая невротическая реакция), головную боль, тошнота.

Характерно, что такое бывает лишь в дни, когда надо идти в школу, и, как правило, не наблюдается в выходные. Если ребенка оставить дома, его самочувствие через непродолжительное время полностью нормализуется. Вывод ясен - идти в школу не хочется.

Что же делать родителям в таком случае?

Прежде всего понять, что возникла проблема, которую сам ребенок разрешить не способен, и ему надо помочь.

У ребенка, которому не хочется идти в школу, но идти приходится, возникает психологическое напряжение, одним из следствий которого является обостренное восприятие раздражений (снижение порога восприятия). Если же величина порога снижается, человек начинает ощущать, как работают его собственные органы, и это начинает ощущаться как боль.

Но это еще не невроз, а невротические реакции. Если вовремя не устранить причину этих реакций, то они могут учащаться и сформировать целый невротический комплекс. В результате проявляются такие черты, как тревожность, мнительность, неверие в свои силы, обостренное «вслушивание» в себя.

Если подобная реакция возникает при любой необходимости сделать усилие - это и есть невроз. В зависимости от типа центральной нервной системы у одних детей появляется возбуждение, у других - апатия.

Как же не допустить школьный невроз или преодолеть его?

Надо сделать все возможное, чтобы учеба стала ребенку в радость, не пропало желание посещать школу. Выделим несколько факторов, которые позволят исключить развитие школьного невроза.

  1. Главное - каждодневное внимание родителей и учителя. Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Следует поддерживать, поощрять даже самый малый успех школьника и делать это своевременно.
  2. Отношение учителя к ребенку во многом определяется тем, как сложатся с учителем ваши собственные взаимоотношения. Не жалейте усилий для того, чтобы они стали доверительными и взаимно доброжелательными. Помните: все эмоции, которые у педагога вызываете вы, так или иначе переносятся на ребенка независимо от его поведения.
  3. Отмечая и поддерживая малейшие улучшения в учебе, вы укрепляете стремление ребенка к учению. В любой, даже отрицательной оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку. Кроме того, смысл оценки надо обязательно разъяснить.
  4. В школе важна дружба с одноклассниками, общие дела и интересы. Необходимо всячески способствовать этому и в то же время знать, не обижают ли его сверстники или старшие школьники.
  5. Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад.
  6. Ни в коем случае не надо требовать от ребенка только хороших и отличных отметок. Это ничего, кроме вреда, не принесет. Гораздо полезнее настойчиво «вести» его от успеха к успеху.
  7. Постарайтесь поднять настроение ребенка перед школой. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии, к примеру, интересной поездке куда-либо.
  8. Ни в коем случае не следует обещать ребенку вознаграждение за сам факт посещения школы, иначе он непроизвольно начнет заниматься вымогательством. Только теперь жалобы на боли в животе будут способом не остаться дома, а добиться приятного.

Как же все-таки быть, если в момент сборов в школу ребенок начинает жаловаться на какое-нибудь недомогание? Проконсультируйтесь с врачом. Если вы убедились, что серьезных причин для жалоб нет, а есть только нежелание идти в школу, оставлять ребенка дома не следует. Тогда он уже не будет так сосредотачиваться на своих болезненных ощущениях. В противном случае возникнет и укрепится рефлекторная связь между болями и сбором в школу, и жалобы будут лишь усиливаться.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-дефектолог РПМПК.

Литература: В.Ф. Гуцул "Родительское собрание в детском саду", СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

22 Апреля 2024 года
Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины»

Завершился заочный этап конкурса «Мы гордость Родины» Поздравляем обучающихся второй школы г. Тарко-Сале Гузева Назара и Курбанову Милану с победой в заочном этапе XXII Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины».
Читать далее...