Родителям об инклюзивном образовании
1 .На чем основана система инклюзивного образования?
Система инклюзивного образования основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Для ребенка с особенными образовательными потребностями разрабатывается собственный маршрут обучения, но это не значит, что остальные дети "подстраиваются" под него. Грамотный учитель постарается преподавать так, чтобы успевающие ученики положительно влияли на тех, у кого есть сложности в усвоении программы.
2. Обижают ли "особенных детей" одноклассники?
Доктор Пол Ло, директор Интерактивной сети аутизма при институте имени Кеннеди Кригера, уверен, что у учеников специализированных учреждений больше шансов стать жертвами травли, чем у учащихся системы общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, лучше адаптируются и быстрее находят общий язык со здоровыми сверстниками. Кроме того, по мнению Сунцовой А.С., доцента кафедры педагогики Удмуртского государственного университета, инклюзия идет на пользу всем ученикам: "В инклюзивных классах, в сравнении с обычными, обнаруживаются более высокий индекс групповой сплоченности и более высокий уровень нравственно-психологического климата, дети в инклюзивных классах чувствуют себя более защищенно, психологически комфортно, чаще оказывают эмоциональную поддержку друг другу".
3.Откуда учителя в обычной общеобразовательной школе знают, как работать с детьми-инвалидами?
Преподаватели общеобразовательной школы или педагоги дополнительного образования должны пройти обучение, прежде чем приступить к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В Пуровском районе количество педагогов, обученных работать с детьми с ограниченными возможностями, увеличивается. Кроме того, большой вклад в организацию инклюзии вносит психолого-медико-педагогическая комиссия: она помогает школе организовать работу с детьми с ОВЗ и контролирует выполнение своих рекомендаций.
4.Стоит ли опасаться конфликтов в инклюзивных классах?
Если говорить о детях с синдромом Дауна, то, как правило, они не конфликты и не представляют опасности для окружающих. Неосознанная агрессия (в том числе аутоагрессия) в некоторых случаях может наблюдаться среди детей с аутизмом или умственным отставанием. В этих случаях РПМПК не рекомендует детям инклюзию.
5.Нужна ли инклюзия самим детям-инвалидам?
Согласно современным исследованиям, источник основных проблем людей с инвалидностью – не столько физические нарушения или особенности, сколько негативное отношение или равнодушие окружающих. Например, человек с синдромом Дауна может получить профессию и стать хорошим работником. Но пока в нашей стране таких людей редко берут на работу. Инклюзивное образование – это попытка изменить сложившуюся систему на корню. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, за последние несколько лет количество детей, включенных в инклюзию, выросло на 15,5%.
Результаты исследования, проведенного российскими педагогами, говорят о том, что инклюзия способствует росту экономики: "Мы можем отметить такой неожиданный эффект от инклюзии, как возникновение конкурентных отношений как при обучении, так и потом во взрослости. Дети понимают, что они не такие, как все. И у них есть выбор стараться быть "такими, как все", или "лучше всех". В целом это создает атмосферу позитивной конкуренции и способствует в будущем экономическому росту".
Информацию по материалам печать подготовила Шилова Т. Г. – руководитель РПМПК.