Система взаимодействия образовательных учреждений с родителями (законными представителями) оперативного информирования случаев выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях
Основные задачи взаимодействия ОУ с родителями является:
- установление партнерских отношений с семьями каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка и уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога-психолога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ОУ модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».
- Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог-психолог, завуч, учитель общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагогов успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
В школах давно практикуется проведение «Школы для родителей» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных служб, медицинских работников. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка
Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, которое проводится ежемесячно. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан Совет школы, комиссия содействия семьи и школы, родители руководят органом самоуправления.
Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Заседания Совета школы, Попечительского совета проводятся 1 раз в четверть, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит родительский патруль. Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Утро. Ребёнок, позавтракав, собирается и идёт в школу… Но это вы так думаете. А на самом деле… через время вы узнаёте, что его визиты в школу были более редкими, чем проводимые занятия. И учитель вам жалуется на его прогулы. Шок! Почему ваш ребенок так поступает, и как вам реагировать – об этом в нашем материале.
Школьные прогулы могут быть как единичным явлением, так и переходить в хронические формы. К этой же теме подойдут и прогулы занятий с репетиторами. Хотя в этом случае родители сами иногда охотно поддерживают малыша из-за нежелания или нехватки времени доставить малыша к месту занятий.
В сложных случаях, всё-таки, следует обращаться за помощью к специалистам (не обязательно школьным). Психологи в данных ситуациях часто проводят системный анализ ситуации:
- оценивают способности ребенка к самоконтролю и самоотчету;
- просматривают медицинскую историю малыша;
- проводят полуструктурированные диагностические интервью с ребенком и родителями;
- путем наблюдения проводят оценку поведения, поддерживающего прогулы, в школе и дома;
- оценивают выраженность тревоги и депрессии по своим наблюдениям, мнениям родителей, учителей и рассматривают перспективы;
- проводят оценку функционирования семьи;
- проводят психо-образовательный анализ;
- проводят обзор посещаемости школы;
- назначают и реализуют коррекционную программу.
Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное, осуществлять их с позиции оказания помощи ребёнку, восстановления нормального положения дел и отношений, а не принимать это как сигнал, к очередному скандалу и наказанию. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобные ситуации в семье.
Информацию подготовила: Ильина М.Б. – педагог-психолог РПМПК.
По печатным материалам: Журнал "Психология и Я, №10 (55), октябрь 2015 года.; Психологическая коррекция подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006.-128 с.
Интернет-источник: sosed-domosed.ru; cl.rushkolnik.ru.