Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

Модуль опросов не установлен.

Яндекс.Метрика

Школьные перегрузки

15.02.2016

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие – и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований МО РФ "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов. Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия.

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени – и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения – высокие требования к скорости чтения и письма.
  3. Специалисты Российской Академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последнее время не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему малышу приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это нередко связано с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстро утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты с взрослыми и сверстниками.
  2. На нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий; проблемы с засыпанием).
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т. д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. п.
  5. У некоторых школьников переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение – следствие нервного перевозбуждения.
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы – такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок – не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь – значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога – решается в каждом конкретном случае.

Второе – определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Понадобятся рекомендации медиков и педагогов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Литература:

  1. Г. Е. Акимова "Как помочь своему ребенку". Екатеринбург. У – Фактория, 2004.
  2. Безруких М. М. Учение, вредное для здоровья? Семья и школа. 2001 №9.

Подготовила учитель-дефектолог РПМПК Шилова Т. Г. 


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

17 Мая 2024 года
С 15 по 17 мая на базе МКУ "ИМЦРО" Пуровского района прошел курс "Социализация и психологическая адаптация детей иностранных граждан в образовательных учреждениях"

С 15 по 17 мая на базе МКУ "ИМЦРО" Пуровского района прошел курс "Социализация и психологическая адаптация детей иностранных граждан в образовательных учреждениях" В рамках курса психологи, логопеды, социальные педагоги разрабатывали карту по формирующему оцениванию уровня развития и адаптации ребенка мигранта, формы работы со специалистами образовательного учреждения, обсудили возможности использования искусственного интеллекта в работе с детьми мигрантами.
Читать далее...