Развитие движений и двигательных навыков в раннем детстве

15 февраля 2016

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев

У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к городским детям. Еще лет 20 назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду. Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием.

Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Необходимо проводить специальные игры и упражнения, в ходе которых развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:

Массаж рук

  1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке.
  2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.
  3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек»).
  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).
  5. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.
  6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.

Занятия с предметами и материалами в условиях дома

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки.

Малышам часто с трудом даются нелегкие задачи по развитию движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому необходимо соблюсти следующие условия:

1) игры не должно быть длинным, нельзя допускать переутомление ребенка;

2) необходимо подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений (например, лучше сначала предложить сделать бусы из крупных бусин с широкими отверстиями, шнуровки поначалу также должны быть простые – всего несколько дырочек и т. п.);

3) чтобы создать мотив деятельности, обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет игры, использовать сюжетные игрушки.

Кроме этого, необходимо помнить, что используемые специальные игрушки не следует оставлять ребенку для игр. Если использовать их только в специально организованных играх, ребенок не скоро потеряет интерес к действию с ними. Хотелось бы предостеречь от использования электронных игрушек с многочисленными кнопками, нажатие на которые производит звуки или мигание лампочек, так как пользы от них немного, чаще они просто отвлекают ребенка.

Игры и упражнения для развития ручной моторики

  • Нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха.
  • Разминать тесто, пластилин, глину.
  • Вдавливать детали в пластилин.
  • Мять и рвать бумагу.
  • Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.
  • Сортировать мелкие предметы по коробочкам по размеру, цвету, форме
  • Пересыпать сыпучие материалы при помощи ложки, совка, воронки (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую.
  • Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
  • Использовать разнообразные конструкторы.
  • Собирать пазл, мозаику.
  • Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур.
  • Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их.
  • Нанизывать бусины на шнурок.
  • Шнуровать (шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия).
  • Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички.
  • Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии.
  • Отстегивать и пристегивать прищепки.
  • Разматывать и наматывать на руку шнурок.
  • Запускать пальцами волчки.
  • Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок.
  • Заводить ключиком игрушки.
  • Выкладывать фигуры из палочек.

Надеемся, что эти игры и упражнения будут полезны как для родителей в формировании движений и двигательных навыков у детей в раннем детстве.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК.

По материалам: Янушко Елена Альбиновна Издательство: М., Теревинф, 2014

Подробнее: http://www.labirint.ru/books/131465/