Он-лайн
консультация

Интернет-консультации специалистов
Задать вопрос


Опросы центра

  1. Откуда вы узнали о нашем сайте?
    знакомые  
     563 (46%)
    интернет  
     380 (31%)
    телевидение  
     267 (22%)
    радио  
     9 (1%)

Яндекс.Метрика

Задачи профстандарта

20.04.2016

Четыре основные взаимосвязанные направления повышения профессионального уровня педагогических работников школ:

1. Внедрение профессионального стандарта педагога.
2. Модернизация педагогического образования.
3. Обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников.
4. Повышение социального статуса и престижа профессии педагога. Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Подпрограмма 1. Внедрение профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Цель подпрограммы: обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта.

Задачи подпрограммы:
- организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога. 

Основные мероприятия подпрограммы:
- разработка и апробация программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014-2015годы);
- проведение повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в том числе направленные на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ (2014-2020 годы);
- разработка и внедрение новых персонифицированных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта педагога (2015-2018 годы);
- разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов общеобразовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога (документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления) (2015-2018 годы);
- формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);
- разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015-2016 годы);
- разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 годы);
- обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015-2020годы).

Подпрограмма 2. Модернизация педагогического образования.

Цель подпрограммы: обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Задачи подпрограммы:
- изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".

Основные мероприятия подпрограммы:

- разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное содержание, новые технологии обучения, в том числе направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, участвующих в разработке и апробации (2014-2017 годы);

- реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, направленных на реализацию педагогических программ бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза), проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014-2017 годы);
- разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического, в том числе направленного на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который выбирается после изучения основного блока с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015-2017 годы);
- апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования (2015-2017 годы);
- разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности (2015-2017 годы).

Подпрограмма 3. Переход к эффективному контракту

Цель подпрограммы: реализация во всех общеобразовательных организациях эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом значительного увеличения численности обучающихся).

Задачи подпрограммы:
- разработка и внедрение примерных форм трудовых договоров с педагогическим работником;
- уточнение и установление отраслевых норм труда на основе профессионального стандарта педагога, обеспечивающих эффективную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов;
- подготовка, апробация и внедрение примерных программ дополнительного профессионального образования (курсовой подготовки) для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

Основные мероприятия подпрограммы:
- методическое сопровождение и мониторинг реализации региональных "дорожных карт" в части мероприятий по переходу на эффективный контракт (2014-2018 годы);
- обеспечение с участием Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации методического сопровождения перехода на эффективный контракт в образовательных организациях (ноябрь 2014 г.);
- выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда, постановка задач по разработке по видам типовых норм труда (июнь-сентябрь 2014 г.);
- апробация проектов типовых отраслевых норм труда, обсуждение их с профессиональными союзами, согласование с Минтрудом России (IV квартал 2014 г. - 1е полугодие 2015 г.);
- актуализация действующих норм рабочего времени педагогических работников (до августа 2015 г.);
- информационное сопровождение введения эффективного контракта (2014-2018 годы).

Подпрограмма 4. Повышение престижа профессии

Цель подпрограммы: повышение престижа профессии педагога в профессиональной среде и в обществе.

Задачи подпрограммы:
- создание условий для профессионально-общественной оценки профессионального уровня педагога;
- мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса педагогов и механизмов, стимулирующих развитие системы социальных мер поддержки педагогов, в субъектах Российской Федерации;
- информационное сопровождение мероприятий, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа педагогической профессии.

Основные мероприятия подпрограммы:
- разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников, в том числе для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (2014-2020 годы);
- разработка и внедрение мер по вовлечению предметных ассоциаций педагогов, советов молодых педагогов и других профессиональных объединений в работу по повышению престижа педагогических профессий (2014-2020 годы);
- разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях (2014-2020 годы);
- разработка и реализация мер по стимулированию существующих и созданию новых радио и телевизионных проектов, а также серии публикаций в печатных и интернет-СМИ об успешной профессиональной деятельности педагога (2014-2020 годы);
- разработка и реализация предложений по формированию государственного заказа на издательскую и кинопродукцию об успешной профессиональной деятельности педагога (2014-2020 годы).

Профессиональный стандарт деятельности педагога – одно из средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образовательной системы в целом. Выполнение стандартом своих функций может быть реализовано: на этапе разработки – при условии точного определения целей, задач, концептуальных подходов и подбора операционализированных критериев; на этапе общественно-профессионального обсуждения – при условии создания открытой и информативной системы обмена мнениями, позволяющей участникам отследить влияние результатов обсуждения на содержание стандарта; на этапе апробации и внедрения – при условии разработки и использования прозрачных механизмов применения стандарта и понимании профессиональным сообществом конкретных преимуществ использования стандарта в практической деятельности.

В соответствии с этими задачами в качестве проблемных моментов, связанных с разработкой и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога, мы выделяем следующие: 1) выражаемое в средствах массовой коммуникации негативное отношение части профессионального сообщества к стандарту как средству излишней регламентации деятельности учителя; 2) наличие организационных рисков, связанных с рассогласованием существующих требований к содержанию и организации деятельности учителя и новыми требованиями, отраженными в разрабатываемом стандарте; 3) необходимость изменения содержания программ профессиональной подготовки и создания новой системы переподготовки учителя на основе действующего стандарта.

Стандарты позиционируются как инструмент для оказания помощи в профессиональном развитии учителя, а не только как механизм регуляции его деятельности. При этом поиск и разработка конкретных механизмов использования стандарта для профессионального развития учителя не теряет своей актуальности


Возврат к списку

Новости и анонсы
мероприятий

19 Октября 2018 года
Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения»

Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения» Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» с 08 по 09 ноября 2018 года в Москве проводит Третий Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения».
Читать далее...